Положение о внутришкольном контроле

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете МБОУ
«Уютненская средняя школа-гимназия»
Протокол от 31.10.2022г № 6

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ «Уютненская средняя
школа-гимназия»
от 17.11.2022 г. № 398

ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле
1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Письмом министерства
образования РФ от 10.09.1999г. № 22-06-874 « Об обеспечении инспекционно-контрольной
деятельности», Уставом школы и регламентирует содержание и порядок проведения
внутришкольного контроля администрацией.
1.2. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния
образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.
Под внутришкольным контролем определяется проведения членами администрации школы
наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах
своей компетенции соблюдения работниками школы законодательных и иных нормативно правовых актов РФ, субъектов РФ, школы в области образования. Процедуре внутришкольного
контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.
1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим Советом, имеющим
право вносить в него изменения и дополнения.
1.4. Целями внутришкольного контроля являются:
- совершенствование деятельности учреждения;
- повышение мастерства учителей;
- улучшение качества образования в школе.
1.5. Задачи внутришкольного контороля:
- осуществления контроля над исполнением законодательства в области образования;
- выявления случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативноправовых актов, принятие мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и
отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой
основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных
тенденций;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
1.6. Функции внутришкольного контроля:
· информационно-аналитическая;
· контрольно-диагностическая;
· коррективно-регулятивная.
1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора в праве осуществлять
внутришкольный контроль результатов деятельности работников школы по вопросам:
· соблюдения законодательства РФ в области образования;
· осуществления государственной политики в области образования;
· использования методического обеспечения в образовательном процессе;
· реализации утверждённых образовательных программ и учебных планов, соблюдения
утверждённых учебных графиков;
· соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
· соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего
контроля за успеваемостью;

· работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в
целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
· другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:
· выполнение государственных программ в полном объёме (прохождение материала,
проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
-уровень сформированности УУД;
- уровень сформированности ключевых компетентностей;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- совместная деятельность учителя и ученика;
- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы,
информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися
системы знаний);
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю
результатов деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать свой опыт;
- умение составлять и реализовывать план своего развития.
1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:
· анкетирование;
· тестирование;
· социальный опрос;
· мониторинг;
· наблюдение;
· изучение документации;
· анализ самоанализа уроков;
· беседа о деятельности учащихся;
· результаты учебной деятельности учащихся.
1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:
· наблюдение;
· устный опрос;
· письменный опрос;
· письменная и устная проверка знаний ;
· комбинированная проверка;
· беседа, анкетирование, тестирование;
· проверка документации.
Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля (изучение школьной
документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ учебного
занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются такие методы,
как:
- диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;
- использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и
письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки);
- диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого
текста;
- общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и
развитием государственно-общественного управления;
- социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их
родителей
(законных представителей) и
педагогов
качеством организации
образовательного процесса, кейс-метод и другие.
1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных
проверок, мониторинга, проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утверждённым планом – графиком, который обеспечивает периодичность и исключает

нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов
педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде
оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о
нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан,
организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками
образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает
сбор, системный учёт, обработку и анализ информации об организации и результатах
образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством
образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся,
организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебнометодическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором
школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности
обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
1.12. Виды внутришкольного контроля:
№
1

Вид ВШК
Тематический

2

Классно-обобщающий

3

Фронтальный

4

Персональный

Основное содержание ВШК
Работа коллектива, части коллектива над
определённой темой, проблемой.
Уровень
сформированности УУД обучающихся.
Уровень
сформированности
ключевых
компетентностей, воспитанности
Состояние преподавания отдельных предметов во
всех классах, части классов. Состояние работы
педагогов, тьюторов во всех классах или части
классов.
Продуктивность преподавательской деятельности,
методический уровень педагога.
Проверка двух и более направлений деятельности
Изучение документации

5
Комплексный
6
Документальный
1.13. Правила внутришкольного контроля:
- внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители
по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие
специалисты;
- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с
посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;
- осуществляющий контроль имеет право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
- при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений Законодательства Российской
Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя,
если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его
заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без
предварительного предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее
чем за 1 день до посещения уроков;
- в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до
посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав
ребёнка, законодательства об образовании).
1.14. Основания для внутришкольного контроля:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- плановый контроль;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.15. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки,
справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому
вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать
констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах
доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с
учётом реального положения дел:
а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные
совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре
дел школы;
в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации
педагогических работников, но не являются основание для заключения экспертной группы.
1.16. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие
решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определённых специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
1.17.О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей,
а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в
установленном порядке и в установленные сроки.
II. Персональный контроль.
2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности
отдельного учителя.
2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:
- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и
педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
- уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными
формами, методами и приёмами обучения;
- результаты работы учителя и пути их достижения;
- способы повышения профессиональной квалификации учителя.
2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими
программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год,
рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может
корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами,
дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами
воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и
анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной
информации;
- организовывать социологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование
учащихся, родителей, учителей;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
- обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

III. Тематический контроль.
3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.
3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации,
дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня
сформированности общеучебных умений и навыков, активации познавательной деятельности
обучающихся и другие вопросы.
3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего
обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно
ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями
развития образования в городе, регионе, стране.
3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями,
формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.
3.6. В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя,
классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; внеклассных
мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.
3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических
объединений.
3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня
воспитанности и развития учащихся.
3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним
документом.
IV. Классно-обобщающий контроль.
4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или на параллели.
4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
образовательного процесса в том или ином классе или на параллели.
4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе или классах:
- деятельность всех учителей;
- включение учащихся в познавательную деятельность;
- привитие интереса к знаниям;
- сотрудничество учителя и учащихся;
- социально-психологический климат в классном коллективе.
4.4. Проведение классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемноориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной
изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.
4.6.Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком,
целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы
школы.
4.7. По результатам классно-обобщающего проводятся малые педсоветы, совещания при
директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
V. Комплексный контроль.
5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии
образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.
5.2. Для проведения комплексного контроля создаётся группа, состоящая из членов
администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений,
эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

5.3. Члены группы должны чётко определить цели, задачи, разработать план проверки,
распределить обязанности между собой.
5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы
обобщения итогов комплексной проверки.
5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения
комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до её
начала.
5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой
директором школы издаётся приказ (контроль за исполнением которого возлагается на одного
из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при
директоре или его заместителях.
5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».