положение об этике учителя

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете МБОУ «Уютненская
средняя школа-гимназия»
Протокол от 22.08.2022г № 05

УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ «Уютненская средняя
школа-гимназия»
от 01.09.2022 г. № 297

Кодекс профессиональной этики педагогических работников
МБОУ«Уютненская средняя школа – гимназия»
1. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБОУ «Уютненская средняя
школа – гимназия» разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с
положениями Конституции РФ, законодательством РФ, международным правом, принятыми в
обществе нормами морали и нравственности.
1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения
педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой
функции.
1.3. Целями Кодекса являются:
−
установление единых норм поведения педагогических работников в школе;
−
укрепление авторитета педагогических работников в школе и обществе;
−
обеспечение права педагогических работников школы на справедливое и объективное
расследование нарушения ими норм профессиональной этики;
1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования,
основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в
общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия:
2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации учебной и
воспитательной деятельности.
2.2. Профессиональная этика педагогического работника – система принципов, норм и правил
поведения, действующая в отношениях работника с обучающимися, их родителями (законными
представителями) и другими работниками ОО.
2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера, основанные на
деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без ограничения
возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное отношение к окружающим,
сочувствие и поддержку, непричинение физических страданий или унижение человеческого
достоинства.
2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником положений и норм законодательства
РФ, устава и локальных нормативных актов ОУ.
2.5. Справедливость – беспристрастное и нравственно должное отношение педагогического
работника к участникам образовательного процесса.
2.6. Профессионализм – обладание педагогическим работником знаниями, владение умениями
и навыками, необходимыми ему для эффективной деятельности.
2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за
совершенные поступки, действие (бездействие).
2.8. Солидарность – активное сочувствие педагогического работника действиям или мнениям
участников образовательного процесса.

2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению,
национальности, вероисповеданию участников образовательного процесса.
2.10. Аморальный проступок – виновное деяние (действие или бездействие) педагогического
работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно способствующее
совершению таких деяний со стороны обучающихся, отрицательно влияющее на выполнение
им своих трудовых функций, унижающее честь и достоинство педагогических работников
перед обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
2.11. Подарок – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они
принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано платить
обычную цену.
2.12. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у
педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает
личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и
которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником
профессиональных
обязанностей
вследствие
противоречия
между
его
личной
заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей или законных представителей
несовершеннолетнего обучающегося.
3. Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического
работника
3.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует исходить из
конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей
ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются:
гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и
толерантность.
3.3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к
обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные
особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствует
межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся.
3.4. Педагогический работник осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков,
методологии обучения, занимает активную жизненную позицию.
3.5. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем ОО, своим
поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса.
3.6. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и
письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников
образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.
3.7. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования всех
детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального
статуса, религиозных убеждений, материального положения.
3.8. Педагогический работник уважает честь и достоинство обучающихся и других участников
образовательных отношений, защищает обучающихся от любых форм проявления жестокости и
унижения.
3.9. Педагогический работник стремится к повышению положительной учебно-познавательной
мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы, развивает у них
познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности,
формирует гражданскую позицию, способность к труду, культуру здорового и безопасного
образа жизни.
3.10. В своей профессиональной деятельности педагогический работник:

−
учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья;
−
применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
−
соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
3.11. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при
условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего участие
в исследовании.
3.12. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным,
справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при необходимости
– оказывать им профессиональную помощь и поддержку.
3.13. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументировано,
конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные
действия, но не личность коллег.
3.14. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих
коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей).
3.15. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям
(законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и
воспитания их детей при их добровольном согласии.
3.16. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю)
обучающегося в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов
ребенка, в участии в управлении ОО.
3.17.Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю),
решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу.
3.18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и
верования обучающихся.
3.19. Педагогический работник хранит в тайне информацию об обучающихся, доверенную ему
участниками образовательного процесса, в т. ч. высказанное мнение о родителях (законных
представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.20. Педагогический работник не вступает с ребенком в финансовые отношения.
4. Требования к внешнему виду педагогического работника
4.1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей
должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим
работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
4.2. Приходя на занятие, педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не
должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия.
Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность отношений с
обучающимися. К деловому костюму относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка.
Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно-синий,
темно-бардовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть постельных тонов.
4.3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной
национальности и религии, за исключением официальных и культурно-массовых мероприятий.
4.4. Обувь предпочтительней закрытая, для женщины – на невысоком каблуке.
4.5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и
броскими.
4.6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного
человека. Макияж и маникюр должен быть нейтральных тонов.
4.7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых
участках тела.
4.8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи.

4.9. Выражение лица педагога, мимика, жестикуляция должны быть доброжелательными и
располагающими к себе.
5. Конфликт интересов
5.1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы ОО
бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях.
5.2. Педагогический работник должен избегать ситуаций, при которых у него возникает
конфликт интересов.
5.3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен
проинформировать об этом своего непосредственного руководителя.
5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть ситуация получения
педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей.
5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки:
−
за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с выполнением трудовых
функций;
−
стоимостью свыше трех тыс. руб.;
−
в виде денег или денежных эквивалентов;
−
в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка.
5.6. Использование педагогическим работником активов и ресурсов учреждения в личных
целях может привести к конфликту интересов.
6. Ответственность за нарушение положений Кодекса
6.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из критериев
оценки его профессиональной деятельности.
6.2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и
норм профессионального поведения, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на
заседаниях отдела образования и (или) комиссиях по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений.
6.3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при
проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности,
при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим
воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной
работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые
обязанности.
6.4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка педагогический
работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».