СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Протокол от 22.08.2022г № 05 УТВЕРЖДЕН приказом МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» от 01.09.2022 г. № 297 Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБОУ«Уютненская средняя школа – гимназия» 1. Общие положения 1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБОУ «Уютненская средняя школа – гимназия» разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с положениями Конституции РФ, законодательством РФ, международным правом, принятыми в обществе нормами морали и нравственности. 1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой функции. 1.3. Целями Кодекса являются: − установление единых норм поведения педагогических работников в школе; − укрепление авторитета педагогических работников в школе и обществе; − обеспечение права педагогических работников школы на справедливое и объективное расследование нарушения ими норм профессиональной этики; 1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников. 2. Основные термины и понятия Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия: 2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации учебной и воспитательной деятельности. 2.2. Профессиональная этика педагогического работника – система принципов, норм и правил поведения, действующая в отношениях работника с обучающимися, их родителями (законными представителями) и другими работниками ОО. 2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера, основанные на деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без ограничения возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное отношение к окружающим, сочувствие и поддержку, непричинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. 2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником положений и норм законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов ОУ. 2.5. Справедливость – беспристрастное и нравственно должное отношение педагогического работника к участникам образовательного процесса. 2.6. Профессионализм – обладание педагогическим работником знаниями, владение умениями и навыками, необходимыми ему для эффективной деятельности. 2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за совершенные поступки, действие (бездействие). 2.8. Солидарность – активное сочувствие педагогического работника действиям или мнениям участников образовательного процесса. 2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, национальности, вероисповеданию участников образовательного процесса. 2.10. Аморальный проступок – виновное деяние (действие или бездействие) педагогического работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно способствующее совершению таких деяний со стороны обучающихся, отрицательно влияющее на выполнение им своих трудовых функций, унижающее честь и достоинство педагогических работников перед обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). 2.11. Подарок – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано платить обычную цену. 2.12. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей или законных представителей несовершеннолетнего обучающегося. 3. Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического работника 3.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. 3.2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются: гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность. 3.3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствует межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся. 3.4. Педагогический работник осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию. 3.5. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем ОО, своим поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса. 3.6. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз. 3.7. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования всех детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных убеждений, материального положения. 3.8. Педагогический работник уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, защищает обучающихся от любых форм проявления жестокости и унижения. 3.9. Педагогический работник стремится к повышению положительной учебно-познавательной мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы, развивает у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду, культуру здорового и безопасного образа жизни. 3.10. В своей профессиональной деятельности педагогический работник: − учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья; − применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; − соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. 3.11. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего участие в исследовании. 3.12. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при необходимости – оказывать им профессиональную помощь и поддержку. 3.13. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументировано, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. 3.14. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.15. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей при их добровольном согласии. 3.16. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю) обучающегося в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов ребенка, в участии в управлении ОО. 3.17.Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу. 3.18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования обучающихся. 3.19. Педагогический работник хранит в тайне информацию об обучающихся, доверенную ему участниками образовательного процесса, в т. ч. высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3.20. Педагогический работник не вступает с ребенком в финансовые отношения. 4. Требования к внешнему виду педагогического работника 4.1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность. 4.2. Приходя на занятие, педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия. Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность отношений с обучающимися. К деловому костюму относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка. Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно-синий, темно-бардовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть постельных тонов. 4.3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии, за исключением официальных и культурно-массовых мероприятий. 4.4. Обувь предпочтительней закрытая, для женщины – на невысоком каблуке. 4.5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими. 4.6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр должен быть нейтральных тонов. 4.7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела. 4.8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи. 4.9. Выражение лица педагога, мимика, жестикуляция должны быть доброжелательными и располагающими к себе. 5. Конфликт интересов 5.1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы ОО бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях. 5.2. Педагогический работник должен избегать ситуаций, при которых у него возникает конфликт интересов. 5.3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен проинформировать об этом своего непосредственного руководителя. 5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть ситуация получения педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей. 5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки: − за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с выполнением трудовых функций; − стоимостью свыше трех тыс. руб.; − в виде денег или денежных эквивалентов; − в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка. 5.6. Использование педагогическим работником активов и ресурсов учреждения в личных целях может привести к конфликту интересов. 6. Ответственность за нарушение положений Кодекса 6.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из критериев оценки его профессиональной деятельности. 6.2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и норм профессионального поведения, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на заседаниях отдела образования и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 6.3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. 6.4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка педагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.