Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)
Программа по литературному чтению на родном (крымскотатарском) языке на
уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
Литературное чтение на родном языке является одним из основных учебных
предметов начального общего образования, который объединяет два основных
направления в обучении - изучение литературно-художественных произведений и
освоение речевых навыков и умений на родном языке. Предмет «Литературное чтение на
родном (крымскотатарском) языке» формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и
способствует общему развитию обучающегося, его духовно- нравственному и
эстетическому воспитанию.
Литературное чтение на родном языке как учебный предмет начального общего
образования имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания. Знакомство обучающихся с доступными для их возраста художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно
влияет на чувства, сознание и волю обучающегося, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Чтение как
общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его
качества зависят развитие ребёнка и успешность его обучения по предметам
этнокультурного компонента.
Обучение литературному чтению на родном языке строится на основе понимания
того, что литература - это явление национальной культуры, средство сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций народа. Система духовно-нравственного
воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует
личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к
Родине. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и
национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этики
межнационального общения. В процессе изучения предмета закладываются такие базовые
национальные ценности, как патриотизм, высокая нравственность, уважительное
отношение к старшим, любовь к труду, интерес к знаниям.
Специфика литературного чтения на родном языке определяется его ведущей
ролью в формировании компетенций в сфере чтения и приобщении личности к родной
национальной культуре. Его включенность в общую систему обеспечивается
содержательными связями с другими учебными предметами, такими как «Родной
(крымскотатарский) язык», «Русский язык», «Литературное чтение».
В содержание программы по литературному чтению на родном
(крымскотатарском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой
и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, круг детского чтения.
Изучение литературного чтения на родном (крымскотатарском) языке направлено
на достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к родной (крымскотатарской)
литературе и культуре народов многонациональной России;
приобщение обучающихся к чтению, восприятию и осмыслению учебных,
научно-популярных и художественных текстов, к ценностям
крымскотатарской культуры;
формирование умения самостоятельно читать незнакомые, доступные по
содержанию и форме произведения, понимать логическое и образное
содержание текста, уметь сопереживать, реагировать на художественные
достоинства произведения, развитие художественно-творческих и
познавательных способностей;
обогащение нравственного опыта обучающихся средствами художественной
литературы;
формирование читательской компетентности обучающихся.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на
родном (крымскотатарском) языке, - 112 часов: в 1 классе - 10 часов (1 час неделю), во 2
классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).